Роботизация бизнес-процессов - фантастика?

О том, как привлечь роботов к офисной работы рассказал Андрей Красный, старший менеджер компании «Делойт».

Роботизация бизнес-процессов - фантастика?

Дэвид Мосс (David Moss), соучредитель и технический директор компании Blue Prism, на выступлении в рамках проекта TEDxUCL очень метко заявил, что прежде всего, не стоит представлять себе робота с руками и ногами, который работает на компьютере, сидя в офисном кресле рядом со своим коллегой. Удачное сравнение - фортепиано без пианиста. Останутся и инструмент, и произведение, только пианиста уже не будет, потому что мы учим фортепиано исполнять произведение самостоятельно. Таким образом, звучит та же музыка, но уже без участия человека.


Роботы - это по большей части системные программы, которые настроены выполнять определенные задачи в электронном пространстве. И главным фактором, стимулирующим разработку таких роботов, являются корпорации, которые стремятся автоматизировать свои рутинные или повторяющиеся задачи.


В течение последних 30 лет можно ежедневно наблюдать, как производственные компании (например, в автомобильной индустрии) или интернет компании (например Amazon и Google) все активнее используют роботов для автоматизации производства или процесса упаковки и доставки товара. В то же время использование роботов в бэк-офисных процессах случается все еще довольно редко.


В отчете компании Deloitte, составленном на основании изучения рынка Великобритании, говорится, что в ближайшие двадцать лет будут автоматизированы около 35% всех рабочих мест и с очень высокой долей вероятности около 20% бизнес услуг перейдут на обслуживание роботами. Это можно сравнить с примерно 1 млн рабочих мест.


Интеллектуальная автоматизация коснется целого ряда отраслей и исчезновения целых профессий. Организации, работающие на грани прибыльности, воспользуются любой возможностью уменьшить расходы и увеличить производительность. Успешный бизнес также заинтересован в автоматизации для усиления своих конкурентных позиций на рынке. И выигрывают те, которые начинают эти процессы первыми.


Роботизация бизнес-процессов звучит довольно фантастически, однако на самом деле эту революционную технологию можно безболезненно внедрить. С одной стороны, роботизация не изменяет сам процесс, она лишь автоматизирует рутинную работу, а с другой - инструменты роботизации можно беспрепятственно внедрить, не меняя имеющиеся компьютерные системы. Решения, что используются для роботизации процессов, являются кроссплатформенными, поэтому их можно применять к любым системам, которые люди используют для выполнения любых задач. В то же время автоматизация может быть выполнена силами операционных подразделений, а требования для привлечения IT-специалистов достаточно низкие.


Можно начать с малого: роботизацию процессов можно внедрять постепенно - для достижения положительных результатов необязательна полная автоматизация. Обычно так можно добиться снижения затрат с меньшими капиталовложениями за более короткие сроки по сравнению с традиционной автоматизацией информационных систем.


Интересно, что сотрудники компании «Делойт» в одном ОЦО (Объединенный центр обслуживания), которое находится в городе Милтон-Кинс в Британии используют роботов в трех основных бизнес-функциях:

  • Персонал - онбординг работника в системе SAP; подготовка контракта; обработка запросов на предоставление референс-листов.

  • Управленческая отчетность - подготовка ежемесячного отчета по WIP.

  • Проектное управление - закрытие проекта в SAP; внесении изменений в информацию о проекте в SAP.

Также компания «Делойт» в Украине реализовала проект по роботизации расчета заработной платы. Он отвечал всем критериям: изолированный повторяющийся процесс, который регулярно происходит и подчиняется определенному четкому алгоритму.

Источник: Делойт